Ирландия, Венгрия и Эстония отказываются от налогового соглашения ОЭСР

В общей сложности 130 стран, на долю которых приходится более 90% мирового ВВП, на этой неделе отмечают знаковое техническое соглашение о пересмотре глобальной налоговой системы и увеличении своих доходов для финансирования дорогостоящего восстановления после коронавируса.



Канада называет соглашение «огромным достижением», Аргентина считает, что это «исторический момент», а Соединенные Штаты считают, что сделка является четким сигналом: «Гонка за дно - это еще один шаг к завершению».

Для Европейской комиссии, давнего сторонника налоговой реформы, соглашение является необходимым шагом «к более справедливому налогообложению». Париж, Берлин, Мадрид, Рим и многие другие присоединились к Брюсселю.

Три государства-члена ЕС - Ирландия, Венгрия и Эстония - отказались подписаться на сделку, которая была достигнута в рамках Всеохватывающей структуры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), группы, которая включает 139 стран и юрисдикций.

Из них только девять отказались от участия: Кения, Нигерия, Перу, Шри-Ланка, три вышеупомянутых страны ЕС и два Карибских острова, которые обычно считаются налоговыми убежищами: Барбадос, Сент-Винсент и Гренадины. Соглашение поддержали все страны G20, включая Китай, Россию и Индию.

Проект соглашения основан на двухкомпонентном пакете ОЭСР , основной целью которого является повышение справедливости, определенности и стабильности глобальной налоговой системы.

Первый компонент сосредоточен на частичном перераспределении налоговых прав, чтобы гарантировать, что налогообложение прибыли больше не будет определяться исключительно физическим присутствием компании.

Используя сложную формулу, страны смогут получать долю прибыли, которую транснациональные компании получают на своих рынках. Ожидается, что будет перераспределено более 100 миллиардов долларов прибыли.

Второй компонент направлен на установление минимальной эффективной налоговой ставки в размере 15% для прибыли, получаемой крупными транснациональными корпорациями, где бы они ни находились. По оценкам ОЭСР, минимальная ставка будет приносить около 150 миллиардов долларов дополнительных глобальных налоговых поступлений ежегодно.

Тень сомнения:

Решение из Дублина, Будапешта и Таллина немедленно бросило тень на переговорную позицию ЕС в преддверии встречи G20, на которой Комиссия намерена продемонстрировать единую европейскую точку зрения, которая соответствует амбициям союзников-единомышленников, таких как США и Великобритания, и Канада.
Согласно договорам ЕС, любые изменения в налоговой политике должны быть одобрены единогласно, а это означает, что достаточно одного «нет», чтобы сорвать реформу, поддерживаемую другими 26 странами-членами.

Требование единодушия, также присутствующее во внешней политике, создало разрозненный налоговый ландшафт во всем блоке, где различные режимы и ставки сосуществуют в рамках единого рынка без границ.

С одной стороны, такие страны, как Ирландия (12,5%) и Венгрия (9%), предлагают привлекательные ставки корпоративного налога, чтобы побудить международные компании открывать свои европейские штаб-квартиры в своих городах.

С другой стороны, компании, расположенные во Франции, Германии, Португалии и Бельгии, должны указывать свою прибыль по ставкам, превышающим 29%, что почти в три раза выше, чем у аналогов.

«Сегодня у меня не было возможности присоединиться к консенсусу по соглашению и, в частности, к глобальной минимальной эффективной налоговой ставке не менее 15%».

«Стремлюсь найти вариант, который Ирландия сможет поддержать», - сказал министр финансов Ирландии Паскаль Донохо.

Его венгерский коллега Михай Варга утверждает, что минимальная налоговая ставка будет препятствовать росту и станет бременем для экономической деятельности страны.

Эстония, чья ставка корпоративного налога составляет от 14 до 20% и нацелена только на «распределенную прибыль» (в основном прибыль, распределяемую между акционерами в качестве дивидендов), высказала два основных возражения против текста ОЭСР.

Во-первых, текущая версия позволяет государству, в котором расположена штаб-квартира компании, облагать налогом прибыль, полученную в Эстонии, если Эстония не облагала налогом прибыль местной дочерней компании в течение трех-четырех лет», - говорится в заявлении Министерства финансов.

Во-вторых, для групп, с которых может взиматься минимальный налог, должна быть установлена минимальная текучесть кадров, а не оставлять ее открытой.

Три страны настаивали на одном конкретном моменте: любая сделка ОЭСР должна удовлетворять потребности всех стран, как больших, так и малых.

Ирландия, Венгрия и Эстония рассматривают свои привлекательные ставки корпоративного налога как важный инструмент для конкуренции с наиболее мощными экономиками.

Однако, по словам министра финансов США Джанет Йеллен, именно эта глобальная «гонка» за самые низкие ставки лишила экономики тех доходов, которые они имеют право получать.

Необходимость увеличения государственных финансов - одна из основных движущих сил этого внезапного толчка к реформированию глобальной налоговой системы - необходимость, которая стала еще более острой из-за разрушительного воздействия пандемии.


Гражданство Евросоюза Хотите получить гражданство Евросоюза?
Позвоните или напишите нам - наш специалист по получению гражданства проконсультирует вас по всем аспектам получения европейского гражданства. Анонимно, бесплатно, профессионально.

Ирландия в конечном итоге зарегистрируется.

Для Брюсселя смелый шаг Ирландии, Венгрии и Эстонии ставит весь блок в шаткое и несколько неудобное положение на переговорах, когда официальная линия в отношении международного сообщества принижается группой небольших стран, которые вместе составляют чуть более 4% ВВП ЕС.

Представитель Европейской комиссии заявил, что исполнительная власть продолжит взаимодействие с тремя странами-членами, чтобы гарантировать, что блок сможет достичь внутреннего консенсуса к октябрю. Комиссия надеется, что по мере разработки технических деталей проекта текста трое стран-противников будут согласны подписать его.

«Я ожидаю, что ирландское правительство, так сказать, отступит. Я думаю, что они в конечном итоге подпишутся на эту сделку. Отчасти потому, что Ирландия может предложить множество других вещей иностранным компаниям, если они останутся или продолжат размещать в Ирландии", - сказал старший научный сотрудник Немецкого фонда Маршалла Джейкоб Киркегор.

Киркегор считает, что Ирландия сейчас участвует в «большой политике» и в конечном итоге примет решение, потому что «она действительно хочет полной поддержки со стороны остальной части ЕС и США в продолжающихся переговорах по Brexit».

«В такой стране, как Венгрия, я менее уверен, потому что на самом деле непонятно, почему многие иностранные компании должны размещаться в Венгрии, где, очевидно, ставятся под сомнение верховенство закона и другие вопросы», - добавляет Киркегор.

Но Венгрия может проиграть независимо от того, какую позицию она выберет для защиты.

Согласно проекту сделки, даже если корпорация решит открыть магазин в Венгрии, чтобы получить выгоду от своей ставки налога в размере 9%, страна происхождения компании будет иметь право облагать налогом до 6% от прибыли, чтобы достичь минимального уровня 15% порог.

Для ОЭСР это трансграничное перераспределение налоговых прав призвано отразить экономические изменения, вызванные цифровизацией и глобализацией, которые сделали устаревшую традиционную формулу налогообложения прибыли только в стране, где компания физически расположена.

«Нам не нужны налоговые убежища или юрисдикции с низкими налогами, чтобы участвовать в сделке, потому что сделка задумана таким образом, что налогоблагающие страны будут брать разницу между тем, что компании фактически заплатили, когда она небольшая, с как минимум 15 %. Так что это очень надежно и нет риска создания новых налоговых гаваней, скорее наоборот», - сказал Паскаль Сен-Аман, директор Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР.

Европейский союз сейчас сосредоточен на важной встрече, которая состоится на следующей неделе в Венеции: министры финансов и управляющие центральных банков из G20 намерены встретиться лично, чтобы официально утвердить проект соглашения ОЭСР и начать углубленные обсуждения, чтобы сделать это конкретная реальность.

Группа G20, которая считается более разнообразной и всеобъемлющей, чем ориентированная на Запад G7, которая инициировала налоговую реформу, считается наиболее важным форумом для консолидации усилий по пересмотру глобальной налоговой системы и мобилизации других стран по всему миру.

В лучшем случае новые правила могут вступить в силу уже в 2023 году, хотя сложные переговоры по проработке технических деталей и обеспечению соблюдения положений могут задержать официальное внедрение.

Тем временем Комиссия пообещала реализовать свое предложение об установлении налога на цифровые компании в масштабах всего ЕС, идея, которую администрация президента США Джо Байдена возмущена и пытается отложить.




Те, кто читает про Европу, также читают и про:



Показать еще ЗАГРУЖАЮСЬ... БОЛЬШЕ НЕТ. ПРОЧТИТЕ, ХОТЯ БЫ ЭТО
В Бельгии за игру в снежки штрафуют на 100 евро